(Фигуровский Иван Аполлонович; 22.02.1863, с. Пановское Енисейского окр. и губ.- 28.06.1931, Пекин), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог. Из семьи священника. После окончания Красноярского ДУ поступил в 1878 г. в Томскую ДС. В 1882 г., окончив 4 курса семинарии, уволился по прошению. С 1883 г. псаломщик в Введенской ц. с. Балыхтинского Ачинского окр. Енисейской губ. В 1884 г. рукоположен во иерея, определен священником к Ильинской ц. с. Дрбинского того же округа. В февр. 1885 г. перемещен священником к Покровской ц. с. В. Кужабар (Кужебар) Минусинского окр. Енисейской губ. Овдовел. В дек. того же года был по прошению отчислен от должности. В 1886 г. принят на 4-й курс С.-Петербургской ДС. По окончании семинарии в 1888 г. поступил в СПбДА. В 1890 г. во время учебы в академии принял монашеский постриг с именем в честь свт. Иннокентия Иркутского. В 1892 г. окончил академию кандидатом богословия. Назначен смотрителем Александро-Невского ДУ. В 1894 г. стал ректором С.-Петербургской ДС, возведен в сан архимандрита. С 1895 г. настоятель миссионерского московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
3 окт. 1896 г. было высочайше утверждено назначение И. начальником 18-й Пекинской духовной миссии. По совету обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева до выезда в Китай совершил поездку в Зап. Европу для ознакомления с миссионерской деятельностью европ. стран, осмотрел миссионерские учреждения в Лондоне, миссионерскую семинарию в Париже, мон-рь молчальников в Риме. Посетив Афон и Св. землю, морским путем через Суэц, Аден, Коломбо отправился в Китай. В марте 1897 г. прибыл в Пекин. Это было началом нового этапа в истории рус. правосл. миссии в Китае, к-рая до того по существу не занималась активной деятельностью, а вела в основном исследовательскую работу. И. поставил перед миссией 4 главных задачи: наполнить проповедь среди кит. христиан богословским содержанием; усовершенствовать духовную школу; наладить печатное дело; расширять деятельность миссии через открытие новых миссионерских пунктов. В первую очередь И. открыл типографию и переплетную мастерскую. Организовал работы по составлению словарей и переводу на кит. язык богослужебной лит-ры и сам начал изучать кит. язык. Для просвещения китайцев и обучению их основам правосл. веры при миссии были открыта школа с преподаванием рус. и церковнослав. языков. Помощниками И. стали прибывшие в Пекин в 1898 г. иером. Авраамий (Часовников) и диак. Василий (Скрижалин).
С 1898 г. в связи с началом строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Сев.-Вост. Китай прибыло на работу большое количество российских подданных. Вдоль линии железной дороги возникли рус. поселения, в зоне КВЖД было построено ок. 30 храмов. И. принимал активные меры к обеспечению храмов и священнослужителей всем необходимым. К 1899 г. на остальной территории Китая в ведении миссии были Сретенский храм при дипломатической миссии в Пекине, Успенская ц. в столичном р-не Бэйгуань, Александро-Невская ц. в Ханькоу, церкви во имя свт. Иннокентия Иркутского в дер. Дундинань, Свято-Троицкая - в Калгане, в честь Преображения Господня - в Бэйдайхэ, скит в Цзиньшаньцзюэ, консульская церковь в Урге (ныне Улан-Батор, Монголия). В этих приходах было более 100 русских и более 450 китайцев. С разрешения Синода 2 кит. христианина были рукоположены во иереев.
В 1900 г. в Китае в ходе восстания ихэтуаней были массовые жертвы среди кит. христиан и иностранных миссионеров. В нач. восстания И. выезжал для служения и поддержки своей паствы в самые отдаленные и опасные районы. Он укреплял в вере православных в дер. Дундинань, удаленной от Пекина на 50 верст, где мученически пострадали за веру члены 4 правосл. семей. Когда ихэтуани вошли в Пекин, И. после уговоров рус. посланника в Китае М. Н. Гирса вместе со своими сотрудниками покинул духовную миссию в р-не Бэйгуань и перебрался на территорию посольского квартала. Там укрылось более тысячи иностранцев и ок. 3 тыс. кит. христиан. Вместе с ними И. и сотрудники миссии выдержали 56 дней осады, оказывали раненым медицинскую и духовную помощь.
Ихэтуани уничтожили практически все, что было создано более чем за 200-летнее существование рус. духовной миссии: сожжены подворье миссии в Бэйгуани с уникальной б-кой и архивом, ризница, новая типография с готовыми к печати книгами, богадельня, школа и многое др. Было осквернено Русское кладбище в Пекине. Были разрушены правосл. церкви в г. Калган, в дер. Дундинань, молитвенный дом с подворьем в Бэйдайхэ. Во время восстания мн. кит. христиане, опасаясь жестокой расправы, отрекались от веры, но были и те, кто мученической кончиной прославили Христа.
После подавления восстания в сев. части буддистского мон-ря Юнхэгун была устроена правосл. церковь, где находился И. вместе с сотрудниками миссии. Имущество миссии было уничтожено, и российские власти приняли решение о прекращении миссионерской деятельности в Китае. Однако И., напротив, принял меры к ее расширению: купил участок земли в Шанхае, на к-ром впосл. были построены храм и школа, попечением И. начались работы по восстановлению миссионерского стана в Бэйдайхэ. Когда в июле 1901 г. И. был вызван в С.-Петербург, он привел веские доводы в пользу сохранения миссии в Китае. Вместо намеченного закрытия кит. миссии и назначения И. начальником Урмийской миссии было принято решение об учреждении в Китае самостоятельной епископской кафедры. Кроме того, были выделены дополнительные средства на содержание Пекинской миссии. Согласно Высочайшему указу от 6 апр. 1902 г., И. был назначен епископом Переславльским, викарием Владимирской епархии. В обязанности нового архиерея входило окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня того же года в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга состоялась епископская хиротония И.
Через месяц после хиротонии И. с новым штатом (34 члена миссии и 40 сотрудников обслуживающего персонала) отправился в Китай. За счет собранных в России пожертвований и части контрибуции, выплачиваемой кит. правительством за ущерб во время восстания, удалось за короткий срок не только восстановить Пекинскую миссию, но и значительно ее расширить. Территория миссии была обнесена каменной стеной, в отремонтированном дворце, где работали сотрудники, была устроена домовая ц. во имя св. Иннокентия Иркутского. На месте разрушенного ихэтуанями Успенского собора был построен храм Всех св. мучеников Китайских, где были погребенными останки 222 правосл. китайцев, погибших в Пекине. На верхнем этаже храма была устроена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Русское кладбище было восстановлено и обнесено оградой, там же выстроен храм во имя св. Серафима Саровского. Территория, принадлежавшая миссии, занимала ок. 20 га. Были построены ремесленное и художественное уч-ща, иконописная мастерская, б-ка, типография, школа и многое др.
По решению Синода И. управлял также духовенством и православными приходами Сев. Маньчжурии. Осенью 1903 г. И. проехал вдоль линии КВЖД, совершая богослужения и освящая построенные храмы. В 1904 г., во время русско-японской войны, И. организовал и возглавил братство православной Церкви в Китае. В госпитале при братстве оказывалась помощь не только раненым русским, но и китайцам. Братство выпускало ж. «Известия Братства Православной Церкви в Китае» (позднее журнал переименовали в «Китайский Благовестник»). В связи с оккупацией японцами Юж. Маньчжурии прервалась связь между Пекином и Сев. Маньчжурией, находившиеся там приходы были переданы в подчинение правящего архиерея Владивостокской епархии. Под управлением Пекинской миссии остались лишь подворья в Харбине, Дальнем (ныне Далянь) и на ст. Маньчжурия.
Миссия занималась переводческой и издательской деятельностью. Получив признание как один из крупнейших синологов своего времени, И. занимался составлением словарей (в т. ч. ставшего широко известным 2-томного Китайско-рус. словаря) и переводами богослужебной лит-ры (большая часть переводов не была издана, хранилась в архивах миссии и пропала после ее закрытия в 1956). И. переводил богослужебные книги на кит. язык как с церковнославянского, так и с греч. языка, написал на кит. языке ряд брошюр для распространения среди населения («В защиту старого календарного стиля», «О православной пасхалии», «Догмат о Церкви», «О разводе» и др.). И. считал такие брошюры необходимыми для кит. паствы, ставил вопрос об их широком распространении. Открывались новые миссионерские станы, при них организовывались школы и молитвенные дома. Паству в этих станах окормляли выпускники семинарии Пекинской миссии из китайцев, которым было легче проповедовать среди соотечественников. В 1913 г. для подготовки кит. миссионеров и духовенства было основано подворье в Москве. Подворье миссии было и в С.-Петербурге.
Особое внимание И. уделял организации в Китае монашеской жизни, не всегда встречая понимание со стороны духовных властей. Так, на ходатайство о преобразовании жен. правосл. обители, находящейся при Пекинской духовной миссии, в жен. общежительный монастырь согласие Синода было получено только спустя 5 лет после повторного прошения. К 1914 г. миссии принадлежали 2 мон-ря (первоклассный мужской и женский в Пекине), Крестовоздвиженский скит в горах Сишань, 19 церквей и 3 часовни, 5 кладбищ, 32 миссионерских стана, семинария в Пекине, 17 муж. и 3 жен. школы, богадельня на 16 чел., жен. община. Практически везде богослужение велось на кит. языке. В 1915 г. было построено новое здание б-ки миссии взамен уничтоженной ихэтуанями. Через нек-рое время в б-ке было уже ок. 4 тыс. богослужебных, научных и др. книг на разных языках, в т. ч. и уникальные экземпляры. К кон. 1915 г. в Китае насчитывалось более 5,5 тыс. правосл. христиан из китайцев. В 1916 г. в провинциях Хубэй, Чжэцзян и Цзянси приняли правосл. крещение более 570 чел. К 1917 г. миссия владела землями в Пекине и в др. провинциях Китая. Капитал миссии приближался к 1 млн р.
После революции 1917 г. положение рус. духовной миссии в Китае кардинальным образом изменилось. Прекратилось поступление денежных средств от Синода и подворий в России. Миссия оказалась обременена огромными долгами, для погашения к-рых пришлось продать имущество в г. Дальнем. Ценой огромных усилий И. удалось избежать банкротства миссии. При этом пришлось значительно сократить деятельность миссии и перейти на самоокупаемость. Уже в 1919 г. на территории Китая были закрыты все правосл. миссионерские станы. Не было связи с Россией, где разгорелась гражданская война. Задачей миссии стала помощь многочисленным рус. беженцам в Китае, их численность по разным данным колебалась от 300 до 500 тыс. чел. Для помощи беженцам организовывались приюты, больницы, бесплатные столовые, низшие и высшие начальные уч-ща с бесплатным обучением, бесплатная столовая и б-ка для духовного просвещения. При каждом храме образовались церковно-благотворительные братства и кружки, помогавшие неимущим, престарелым, страждущим и т. п.
16 апр. 1920 г. в Пекин были доставлены останки претерпевших мученическую кончину вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны, инокини Марфо-Мариинской обители в Москве прмц. Варвары (Яковлевой), вел кн. Сергея Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, кн. Владимира Павловича Палея и барона Ф. М. Ремеза. Благодаря старанию И., они были захоронены с подобающими почестями в Пекине в ц. прп. Серафима Саровского на кладбище миссии. Ежегодно в дни их памяти миссия устраивала крестный ход и молебен. Мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары в скором времени были перевезены в Иерусалим.
С апр. 1918 г. определением Патриарха Тихона и постановлением Свящ. Синода РПЦ титул И. был изменен на епископа Пекинского. 13 мая 1921 г. И. был возведен в архиепископа. Из-за невозможности сообщения с Московской Патриархией перешел в подчинение Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по решению к-рого в 1922 г. была образована Пекинская и Китайская епархия. В Пекинской епархии РПЦЗ образовались викарные кафедры: в Шанхае под рук. еп. Симона (Виноградова) и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) под рук. еп. Ионы (Покровского). На территории Маньчжурии 24 марта 1922 г. возникла самостоятельная епархия, главой которой стал архиеп. Мефодий (Герасимов) с титулом Харбинский и Маньчжурский. В 1924 г. духовная миссия едва не лишилась всего имущества, на к-рое претендовало признанное кит. властями Советское гос-во. Предвидя попытки захвата имущества миссии, И. успел перерегистрировать большую его часть на свое имя. Он сумел доказать кит. властям, что законным владельцем рус. церковного имущества в Китае является духовная миссия, к-рая, по офиц. заявлению И., должна теперь именоваться Китайской Православной Церковью.
Занимая активную позицию в противостоянии большевизму, И. не принимал увещевания Патриарха Тихона в адрес оказавшихся за рубежом архиереев за их политические выступления от имени Церкви. 28 янв. 1925 г. И. направил первоиерарху РПЦЗ митр. Антонию (Храповицкому) послание, в к-ром предлагал ему возглавить Русскую Церковь в качестве Патриаршего заместителя, т. к. Патриарх Тихон «совершенно лишен всякой свободы действий и распоряжений и его именем всякий может злоупотреблять» (Цит. по: Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1-й пол. 1920-х гг. С. 210).
И. утверждал, что «если мы - христиане, то в ответ на насилие большевиков над Церковью мы должны прервать с ними всякое общение». После того как стало известно, что пребывавший в Харбине Камчатский еп. Нестор (Анисимов; впосл. митрополит) признал каноническую власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и принял условия лояльности советской власти, И. обратился с открытым письмом к еп. Нестору. И. писал: «Быть лояльным к большевикам, отказаться от всякой активной с ними борьбы, чего требует митрополит Сергий от всех признающих его,- не есть ли это отречение от Христа?» (Цит по: Вернувшийся домой. 2005. Т. 1. С. 52). И. примирился с еп. Нестором только перед смертью, когда тот посетил Пекин. По словам еп. Нестора, высоко оценившего душевные качества, «адамантовую твердость канонических устоев» И., на вопрос как можно не молиться за пребывающих в СССР «гонимых и несвободных в своей совести иерархов, полоненных безбожниками», он ответил: «Я всегда молюсь за них; за них должно сугубо молиться, но общение с ними сейчас совершенно немыслимо» (Там же. Т. 2. С. 263).
Поддерживая политическую линию Архиерейского Синода РПЦЗ в противостоянии большевизму, И. не был согласен с Синодом по некоторым существенным вопросам, опираясь на нормы канонического права. Так, И. занимал твердую позицию по недопустимости расторжения церковных браков. В 1927 г. он писал: «В переживаемое нами время распущенности нравов и упадка нравственной дисциплины, для улучшения и укрепления основ семейной жизни Христова Церковь должна с особым старанием проводить в жизнь во всей чистоте свои идеалы. Уступки времени и греховным наклонностям человека не согласны с духом Христова учения». И. не принял решения Архиерейского Собора РПЦЗ о допустимости развода, заявив, что «архиерейская совесть не позволяет мне согласиться на доступность разводов, и я дерзаю встать на защиту святости и нерасторжимости таинства брака».
Получая приглашения на архиерейские Соборы РПЦЗ в Сремски-Карловици, И. не смог присутствовать ни на одном и посылал представителей, если позволяли обстоятельства и средства. Они делали доклады от лица начальника миссии о положении и деятельности Пекинской миссии в Китае. И. просил быть его представителями в Сремски-Карловци архиереев или духовных лиц из др. епархии. 11 окт. 1929 г. И. был возведен в сан митрополита. Предугадал день своей смерти. После кончины был погребен на территории Пекинской духовной миссии в склепе ц. Всех св. мучеников Китайских с правой стороны от иконостаса. Ныне могила И. находится на территории посольства РФ в Пекине.